"Леночка" спектакль по дневникам и произведениям Елены Гуро
премьера состоялась 12 ноября 2022
Об одной из первых женщин художниц авангардного течения в России

Елена Генриховна Гуро родилась 30 мая 1877 года в Петербурге, она получила домашнее образование. С детства любила рисовать и вела дневник. В начале 1900-х училась живописи в мастерской Я.Ф. Ционглинского, где и познакомилась со своим будущим мужем, музыкантом и художником-авангардистом Михаилом Матюшиным.

Елена Гуро чаще была представлена широкому зрителю и читателю как жена Михаила Матюшина, однако сегодня мы видим, что она обладает самостоятельным художественным вкусом и тонким чувствованием слова.


Вместе с М. Матюшиным они вошли в круг русских футуристов-будетлян. Будетляне – первое русское футуристическое объединение поэтов, художников и музыкантов. Они ощущали себя людьми будущего и дерзнули осуществить революцию в искусстве. К будетлянам себя причисляли: братья Бурлюки, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Казимир Малевич и другие.



Елена (Элеонора) Генриховна Гуро - русская художница,

прозаик и поэтесса Серебряного века 1877-1913

с сайта http://tvorogin.ru/elena-guro/

При жизни было издано всего
несколько сборников Елены Гуро
1910
Результатом сотрудничества Елены Генриховны с будетлянами стал сборник «Садок судей»
1909
инициирует в месте с Матюшиным создание общества «Союз молодежи», издает на собственные средства сборник стихов "Шарманка"
1912
книга "Осенний сон" вышела в 1912 году. Матюшин специально для этого сборника написал скрипичную сюиту, посвященную «другу моему Вилли Нотенбергу» – вымышленному сыну Елены Генриховны
1914
"Небесные верблюжата" , издана уже после смерти Е.Гуро, ее мужем и друзьями


В 1909 году Гуро сама издаёт сборник стихов «Шарманка». Художественное оформление, выполненное автором, составляет синтетическое единство с текстами. Тираж не был распродан.
Елена разослала экземпляры по библиотекам санаториев и тюрем.

В «Шарманке» впервые возник образ мифического сына Елены. Сын то ли никогда не рождённый, то ли безвременно умерший, красной нитью будет проходить через все творчество Гуро.

В 1912 году издан второй сборник Гуро – «Осенний сон» (с иллюстрациями автора). Матюшин специально для этого сборника написал скрипичную сюиту, посвященную «другу моему Вилли Нотенбергу» – вымышленному сыну Елены Генриховны.




фотограф Кристина Москвина
Уникальность Елены Гуро заключается в том, что в ее творчестве живопись неотделима от поэзии

Из воспоминаний Василия Каменского о Елене Гуро:

«... побежали (с Хлебниковым) к Матюшиным, т. е. к Елене Гуро, мужем которой был художник и музыкант Матюшин, превосходный, умный будетлянин, композитор. Мы решили поздравить Елену Гуро с вышедшей большой книгой «Шарманка», где ее исключительное дарование было густо, ветвисто и стройно, как сосновая роща. И сосновым теплом веяло от всей книги. Легко дышалось, читая книгу Елены Гуро, и хотелось любить каждую каплю жизни. И мы бесконечно умели любить жизнь, мир и этот деревянный домик на Песочной, где обитала Елена Гуро в гнезде своих слов..."

В творческих поисках Елена руководствовалась принципом «Всё во Всём» – верила в тождество микрокосма и макрокосма. Она искала Создателя Вселенной в каждом колыхании травинки и в каждой капельке росы. Принимала участие в великом таинстве, сливаясь в общем хоре благодарных творений. Елена верила что, вершины и пропасти замыкаются в бесконечный круг, а Бог и человек плавно перетекают друг в друга. Пребывают нераздельными и неслиянными.

Последний сборник Елены Гуро «Небесные верблюжата» вышел посмертно. Елена умерла 6 мая 1913 года от лейкемии, ей было 36 лет.
Из письма Велимира Хлебникова, отправленного в Петерубрг из Астрахани уже после смерти Елены Гуро, в июне 1913 года Михаилу Матюшину:

"Горе ваше и ваша утрата находит во мне отклик; образ Елены Генриховны Гуро многими нитями связан со мной. Я, как сейчас, помню ее мужественную речь во время последнего посещения; по мнению Ел<ены> Генриховны, слишком упорная мысль одного человека может причинить смерть другому. Она казалась беззаботной, и ей, казалось, все было близко, кроме ее недуга. Мое первое впечатление было, как сильно Ел<ена> Г<енриховна> изменилась за это время. Но всегда казалось, что она находится под властью сил, не управляющих большинством людей и чуждых большинству. Но тяжелое чувство ослабляется вмешательством рассудк<а>; он как бы говорит «не спеши оплакивать: никто, кто не умер, не знает, что такое смерть. Радость это или печаль или третье». Эта вера не чужда Елене Генриховне, как можно видеть из знаков о неслучайности встреч, найденных на березовой коре. Последние вещи сильны возвышенным нравственным учением, силой и искренностью высказываемых убеждений. Здесь плащ милосердия падает на весь животный мир, и люди заслуживают жалости, как небесные верблюжата, как гибнущие молодые звери «с золотистым пушком». ..."

из книги Хлебников В.В. Собрание сочинений в 6 томах. Том 6. - М: Академический проект; Трикста, 2020, стр 438-439

С 1920-го по 1923 год ежегодно в память Елены Гуро Матюшин начал устраивать спектакли. Проходили они на квартире Эндеров, занимавших весь второй этаж 3-этажного дома на Петроградской стороне. Центральная комната-холл размером около 60 квадратных метров служила и сценой, и помещением для зрителей. Принимали участие Матюшин, Борис, Мария, Ксения, Георгий Эндеры, Николай Гринберг, жена Матюшина - Ольга Громозова, пианистка Раиса Лондон-Эшман и др. Среди приглашенных были художник К. Петров-Водкин, архитектор А. Белогруд, критик Н. Пунин, художник К. Малевич, писатель Андрей Белый и др. Обычно темы постановок брались из произведений Гуро: «Осенний сон», «Небесные верблюжата» и др.

подробнее о Тотальном театре Михаила Матюшина и органическом движении в искусстве на сайте Музей Органической Культуры

© изображения работ Елены Гуро и тексты опубликованы по материалам,
представленным на сайте http://tvorogin.ru/elena-guro
© https://museumart.ru/exhibitions/organicheskoe-dvijenie
© https://museumart.ru/totalniy-teatr-mikhail-matushin
© фото Кристина Москвина
Made on
Tilda